День всех святых. Протоиерей Виктор (Бурбела)

By | 09.06.2018



Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, 3 июня 2018 г. прот. Виктора Бурбелы, настоятеля храма Преображения Господня (г. Харьков).
Сегодняшний воскресный день, первый после сошествия на апостолов Святого Духа, посвящен воспоминанию всех святых, от века Богу угодивших. Святость человеческой жизни является плодом благодати Святого Духа. Это результат промысла Божия о человеке — святость жизни. Мы воспоминаем сегодня не только тех людей, которых знаем и видели на иконах, но и тех, о которых даже не догадываемся, что жил такой человек. И почитая сегодня этот праздник мы почитаем каждого человека, который, стремясь жить по заповедям Божиим, пришел к познанию Божию, пришел в своей жизни к богоугождению, пришел к Богу как к смыслу, и этим смыслом жизни возвысился до небес и почивает сегодня в селениях Царствия Божия, придя от этой временной жизни к вечности. Господь наш Иисус Христос призывал каждого человека к святости. Священное Писание повествует об этом: будьте святы, как Отец ваш Небесный свят. Каждый, кто слушает слово Божие и исполняет его, тот уже приобщается к пути, ведущему к святости. И наша церковь — собрание верующих во имя Христово, именуется святой вселенской церковью. То есть, настоящим участником, членом церкви является только тот человек, который борьбой со грехом, со своими страстями стремится к святости. И именно из таких людей состоит церковь. Не из тех, кто лишь крестился и забыл о своем христианском достоинстве, о дарах благодати Святого Духа, подаренных в Таинстве Крещения, и не живет в богоугодной жизнью, а живет даже с забвением о Боге. А святая Церковь состоит из тех, кто не отпал после святого крещения от благодати Божией, не изгнал эту благодать своими поступками, противоречащими заповедям, не изгнал благодать Божию из себя, из своей греховной жизни и помнит о своем Боге. Поэтому мы именуем церковь святой. А еще потому что Церковь — это не только собрание людей, живущих на земле, но это богочеловеческий организм, это небо-земной организм, ибо Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, у Бога нет умерших, потому что все живы в Нем.
Церковь наша именуется еще святой, потому что состоит из множества тех людей, которые достигли Престола Божия и участвуют сегодня в нашей земной жизни своим предстательством пред Богом. Исходя из этого понимания, мы приходим к заступничеству святых угодников Божиих и молимся им постоянно — целителям, преподобным, мученикам. И просим у них заступничества у Бога как у тех, которые своей жизнью стали настоящими друзьями Христовыми, ибо взяли иго Его благое на себя и уподобились своей жизнью Ему, воплощая слова Его явно в своих поступках, и сегодня имеют большое дерзновение как други Божии к Нему. И мы говорим: помолитесь у Престола Божия и за нас, чтобы пока мы здесь — земная, еще воинствующая церковь, борющаяся с грехом, за свою праведность, чтобы мы научились от вас этому подвигу совершенства.
Что же надо сделать, чтобы причислиться к этому лику людей, известных и не известных, которых мы называем святыми? Сегодняшнее евангельское чтение раскрывает нам главную тайну того, что надо сделать, чтобы стать на путь, ведущий к Богу. Апостол евангелист Матфей передает нам слова Христовы к апостолам и всем, слушающим Его, в которых Он говорил: если кто постыдится Меня и имени Моего пред людьми, того и Я постыжусь пред Отцом Моим Небесным, если кто отвергнется Меня пред человеками, того и Я отвергнусь пред Отцом Моим Небесным, а кто не отвержется Меня пред человеками, того и Я не отвергнусь пред Отцом Моим Небесным.
Следуя словам Спасителя, множество людей достигли святости. Отвергнуться Христа — это значит, гнушаться Его словами, Его советами, Его заповедями и Его призывами. Стыдится своего Бога — это значит, любить больше Бога что-то иное. Стыдиться Бога в своих поступках — это значит человекоугодничать, а не богоугодничать. И здесь большая разница, потому что угождающий человеку получает награду от человека, а угождающий Богу получает награду от Бога. И разница колоссальная, бесконечная, поэтому каждый человек, который в своей жизни принял святое крещение, по вере своих родителей или по вере своих близких, или по собственной вере, будучи в сознательном возрасте, удостаивается слышать голос Божий, услышать зов святости, удостаивается возгоранию в нем живой действующей спасительной благодати.

source