5 шлюзов Мазурского канала



#Мазурскийканал #шлюзы #Калининградскаяобласть
Если ты еще не подписан, то переходи по ссылке ниже↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓
https://www.youtube.com/channel/UCeB8sd8YcRmGH7QrfN7B1Hg?view_as=subscriber

Идея создания водного пути, соединяющего Мазурское поозерье с бассейном реки Преголи, возникла ещё в орденские времена.Это вызывалось стремлением иметь удобный и дешёвый путь для перевозки сельскохозяйственных, а позже — промышленных грузов вплоть до Кенигсберга или по Дейме в Куршский залив.Первый проект и его реализация непосредственно связаны с именем обер-президента Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта.Это тот самый Домхарт, который, будучи гумбинненским камер-президентом, в январе 1758 года просил главнокомандующего русскими войсками Фермера «принять население гумбинненской камеры под покровительство», а позже поддерживал лояльные отношения с русской администрацией, одновременно являясь главным связующим звеном с прусским королём; говорят, и деньги ему отправлял. В июне 1762 года Домхарт выступил с резкими требованиями скорейшего вывода русских войск.Сразу же после завершения Семилетней войны, в 1764 году был разработан план строительства, onределивший конечные пункты и маршрут прокладки Мазурского канала. Под наблюдением Домхарта к 1776 году (за 12 лет) прорыто 50-километровое ложе, по которому вода из озера Мауэрзее на Мазурской возвышенности самотёком пошла к Алленбургу, где впадала в Алле. По каналу, вниз по течению, поплыли гружёные лодки и баржи.Как часто бывает, после смерти Домхарта в1781 году канал постепенно приходил в запустение: неглубокое русло заболачивалось, береговые насыпи разрушались.Прошло почти сто лет, когда о канале вспомнили вновь. В 1874 году был разработан новый проект, предусматривающий строительство канала на основе старого русла с применением шлюзов. А потом последовало длительное, с большими перерывами согласование организационных и финансовых вопросов — вплоть до 1908 года.В 1908 году наконец проект был утверждён, и приступили к практическим работам. Непосредственное руководство было возложено на два управления, находившихся в Инстербурге: северного и южного участков канала. До начала Первой мировой войны (за 6 лет) большая часть шлюзов была построена. Война прервала строительство. В 1922 году работы возобновились, но по финансовым причинам — в связи с надвигающейся депрессией — вскоре были свёрнуты. Последний этап, связанный с модернизацией шлюзов и дамбированием русла, начался в 1934 году. Как известно, это было время массового строительства дорог по всей Германии.Строительство канала продолжалось и с началом Второй мировой войны. В 1942 году, после первых поражений на фронте, работы были свёрнуты. В начале 1945 года, с приближением Красной Армии, взорваны мосты над каналом. А в декабре 1945 года канал перерезала новая государственная граница между СССР и Польшей.Так оборвалась история этого строительства.Поскольку Мазурский канал — прежде всего гидротехническое сооружение, нельзя обойти его инженерные характеристики. Длина канала составляла 50 километров. Конечными пунктами его являются: озеро Мауэрзее (теперь польское Мамры) и река Алле (Лава) в километре от Алленбурга (теперь пос. Дружба). Разница в уровнях этих мест составляет 111 метров. Ширина канала по зеркалу воды 14 метров, а глубина 2,5 — 3 метра. Это гарантировало движение барж, буксиров, катеров с осадкой не более 1,5 метров.
Канал оборудован 10 шлюзами, 5 из которых — на Калининградской земле, другие 5 — в Польше. Шлюзы находятся:— в Калининградской области: в пос. Дружба — 2 шлюза, в Гросс Аллендорфе, Вильгельмсхофе и в Озерках Вольных (бывшее Георгенфельде) — по одному;— в Польше: в Лангенфельде, Кляйн Байорене, Зандхофе — по одному, в Фюрстенау — 2 шлюза.Размеры шахт шлюзов: длина 45 метров, ширина 7,5 метра. Наиболее глубокие шлюзы: в Фюрстенау -17, Георгенфельде — 15,5 и Гросс Аллендорфе — 12 метров.В зависимости от глубины шахт шлюзы имеют две различные системы запоров. У «глубоких» шлюзов — вертикальные запоры, у «мелких» — обычные ворота.Через канал было построено много мостов высотой четыре метра над зеркалом воды. Только на северном участке в 25 километров находилось 18 мостов, в том числе три железнодорожных для веток Велау — Фридланд, Гердауэн — Инстербург, Гердауэн — Норденбург. Сейчас действует лишь линия Железнодорожный — Черняховск.По сохранившимся опорам мостов видно, что они были одноколейными, но есть два «широких» моста с подъёмными затворами. Эти мосты находятся в лесном массиве юго-восточнее Озерков Вольных. Используя ложе канала длиной в 500 метров, мосты с затворами одновременно выполняли функцию 1 дополнительного шлюза. Большая часть русла канала дамбирована, высота береговых валов (дамб) колеблется от 5 до 9 метров. Имелись специальные устройства, которые в засушливые годы собирали воду из близлежащих ручьёв, пополняя основное русло, а в половодье лишняя вода отводилась в сторону.

source